История стилей «нового» каратэ. Сётокан.


Сигэру Эгами

В 1949 г. ученики Фунакоси создали официальную организацию «Нихон Каратэ Кёкай» (ЛСА) - «Японскую Ассоциацию Каратэ» и избрали мастера Фунакоси главным наставником. Однако в среде последователей наметилась трещина, разделившая их на два лагеря: сторонников и противников учения Фунакоси. Последние считали некоторые положения доктрины учителя слишком догматичными и жесткими. К тому же добавились раздоры в руководстве ЯАК. Результатом конфликта стало организационное отделение единомышленников Сигэру Эгами и Гэнсина Хирониси в виде самостоятельного течения - КАРАТЭ-ДО СЁТОКАЙ - «каратэ-до общества Сёто». Так появился новый, энергетический стиль каратэ-до, основанный на дальнейшем развитии «внутренней» энергии адептов. Впоследствии С.Эгами написал книгу «Путь каратэ - помимо техники»

Фунакоси провозгласил основополагающий принцип «каратэ-до» - «КАРАТЭ НИ СЭН ТЭ НАСИ», или «атака в каратэ не имеет преимущества». Более широкое толкование означает: «каратэ не есть оружие агрессии». Тем самым Фунакоси подчеркнул идею гуманности, проповедуемую им в каратэ-до. Однако наряду с общефилософским смыслом, этот девиз содержит и прямой практический смысл, заключающийся в том, что в момент атаки рука или нога нападающего превращается в цель для защищающегося и она может быть поражена мощным блоком или контрударом. Вот почему ката в СЁТОКАНЕ обязательно начинаются с блокирующего движения.

Хирокадза Канадзава

Ради справедливости нужно заметить, что фраза «КАРАТЭ НИ СЭН ТЭ НАСИ» имеет продолжение: «КАРАТЭ ВА СЭН ТЭ НАРИ». Тогда в целом это звучит так: «В каратэ не нападают первым, в каратэ бьют первым». То есть агрессия начинается раньше, но контратака заканчивается еще раньше, чем атака. Проще говоря, если противник явно решил напасть, то нужно первым нанести удар.

До последних дней жизни мастер стремился усовершенствовать свое детище. Во многом ему помогали сыновья. Большой вклад в становление каратэ как спортивной дисциплины, внес Ёситака Фунакоси. Современники называли его «гениальным каратэкой», а ученики именовали «вака сэнсэй» - «молодой учитель». Ёситака ввел удары ногами по верхнему уровню, круговые и обратные круговые, ему также приписывается введение в канон стиля таких ударов, как ГЯКУ-МАВАСИ-ГЭРИ и КАКАТО-ГЭРИ. Младший - Гиго - продолжает работать в США.

Нагрудная эмблема Сётокана (SKI)

На эмблеме стиля изображен тигр - тотемный покровитель. Известно, что в стенах Шаолиня с XV в. практиковались 5 «звериных» стилей. Одним из них был ТИГР, характеризовавшийся резкими, мощными и стремительными атаками и перемещениями и предназначавшийся для развития и укрепления мышц и костей. В СЁТОКАНЕ, с точки зрения требований, предъявляемых к технике исполнения, - полное соответствие канонам Шаолиня: обязательны те же резкость, мощь, сила, низкие стойки, предельная концентрация усилий в любом действии. Эти качества были обязательны в СЮРИ-ТЭ Итосу, они же стали обязательными и в СЁТОКАНЕ. Так сохранилась традиция старошаолиньского цюань-фа.

Специфика обучения в СЕТОКАНЕ обусловлена рядом факторов:

Особенно серьезное внимание уделяется:

Формирование психофизических характеристик адепта идет через целенаправленную и очень интенсивную работу над телом. Погружение в условия жесткой дисциплины и самодисциплины и большой объем физических нагрузок предопределяют разрушение эгоцентризма и призваны развить твердость характера, трудолюбие и гуманность.