История стилей «нового» каратэ. Сётокан.
СЁТОКАН отличается от других стилей каратэ преимущественно линейным приложением силы ударной техники, поскольку кратчайший путь к цели - прямая, что резко контрастирует, например, с ГОДЗЮ-РЮ или другими стилями ЦЮАНЬ-ШУ, изобилующими круговыми движениями. Философия СЕТОКАНА проста:
- главное в атаке есть правильный выбор момента для нападения, быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств. В защите - надежность и сила блока, чтобы у противника не возникало желания снова идти в атаку;
- основное оружие - мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную или подобе ноги;
- принцип ударов ногами: «Человек прочнее стоит на двух ногах, чем на одной». К тому же удар в голову практически не эффективен при обостренном чувстве дистанции, развитию которого придается решающее значение в стиле. Поэтому последователи СЕТОКАНА стремятся поменьше использовать экзотические элементы, более пригодные для кино, и предпочитают реализовать принцип «ИККЭН-ХИСАЦУ» («одним ударом - наповал»).
Технический комплекс состоит из нескольких разделов:
- КИХОН (базовая техника). Предназначается для развития двигатсльно-координативных навыков, развития силы, выносливости и абсолютного подчинения тела разуму.
- КИХОН-КУМИТЭ (обусловленный базовый поединок). Предназначен для поступенчатого и последовательного освоения и применения базовой техники в произвольном поединке. Имеет несколько взаимосвязанных разновидностей:
- ГОХОН-КУМИТЭ (Бой на 5 шагов). Состоит из 5 запрограммированных атак по одному уровню с обусловленной контратакой после 5-го движения. Предназначается для приобретения навыков в проведении серии атак в перемещении. Начальная ступень;
- САНБОН-КУМИТЭ (бой на 3 шага). Состоит из трех обусловленных разнотипных атак рукой и ногой по разным уровням. Предназначается для наработки навыков:
а) в проведении тактически грамотно построенной комбинационной атаки (для атакующего);
б) в проведении мгновенной контратаки после серии атак; - КИХОН-ИППОН-КУМИТЭ (базовый бой на одно запрограммированное действие - атаку). Предназначается для развития комбинационного мышления в контратаке. Существует несколько уровней, в зависимости от сложности и количества контратакующих действий (седан, нидан, сандан, ендан);
- ДЗИЮ-ИППОН-КУМИТЭ (произвольный бой на одно атакующее действие из свободной стойки с обязательной контратакой;
- ДЗИЮ-КУМИТЭ (мягкий свободный бой без ограничений);
- КУМИТЭ-СИАЙ (соревновательный поединок с судейством):
- СЁБУ-САНБОН - до трех действий, оцениваемых на «иппон» или шести «вадза-ари». Накладки на КЭНТО обязательны;
- СЁБУ-ИППОН - до одного действия, оцениваемого на «иппон» или двух «вадза-ари». Без защитного снаряжения.
Важнейшее место в системе тренинга в рамках стиля занимают формальные упражнения. Всего их более двух десятков:
- ТАЙКЁКУ 1-3. «Великий Предел». Созданы в 40-х годах Г.Фунакоси. Предназначены для развития силы.
- ХЭЙАН 1-5. «Мир и покой». В СЮРИ-ТЭ назывались ХЭЙВА-АНТЭЙ. После модификации Итосу назвал их ПИН-АН. Под таким названием они изучаются в ВАДО-РЮ, СИТО-РЮ, КЁКУСИНКАЙ и др. С 1936 г. Фунакоси изменил название на ХЭЙАН. Базовые формы.
- ТЭН-НО-КАТА. «Небесная форма». Создана Фунакоси в 1944 г. Изучается в двух вариантах:
- ТЭН-НО-КАТА-УРА - одиночная форма;
- ТЭН-НО-КАТА-ОМОТЭ - парная форма.
- ТЭККИ 1-3. «Железный всадник». Прежнее название НАЙХАНТИ. Происхождение ката неизвестно. ТЭККИ СЕДАН - исходная форма, предположительно из Китая. ТЭККИ НИДАН И ТЭККИ САНДАН созданы Я.Итосу. Под названием НАЙХАНТИ изучаются во многих стилях.
- БАССАЙ-ДАЙ. «Преодоление преград» или «Взятие крепости». Традиционная ката во многих стилях и школах. Имеется множество интерпретаций. Под названием ПАССАЙ и БАССАЙ практикуется в ВАДО-РЮ, СИТО-РЮ, ИТОСУ-КАЙ, ИСИМИНЭ и др. Автор неизвестен. Основывается на мощной работе бедер.
- БАССАЙ-СЁ. Создана Я.Итосу. Практикуется только в СЁТОКАНЕ.
- КАНКУ-ДАЙ. «Созерцание небес». Прежнее название КУСЯНКУ или КВАНКУ по имени создателя Гунь-Сянь-цзюна. Существует множество вариантов этой ката: КАНКУ-ДАЙ и КАНКУ-СЁ в СЁТОКАНЕ, КУСЯНКУ в ВАДО-РЮ, СИХАНА-КУСЯНКУ в СЮРИ-ТЭ, КУСЯНКУ мастеров КИТАЯРА и КУНИЁСИ, КОКОСУН-ДАЙ в стиле САНКУКАЙ и др. Считается, что Я.Итосу взял КУСЯНКУ за основу при создании ката ряда ХЭЙАН (ПИН-АН). Любимая ката мастера Фунакоси.
- КАНКУ-СЁ. Малая форма. Создана Я.Итосу. Практикуется только в СЁТОКАНЕ.
- ЭМПИ. «Полет ласточки». Первоначальное название ВАНСУ, по имени создателя ката Саппусина Вансу. Вариант мастера Санаэды, ученика С.Вансу впоследствии был модифицирован Я.Итосу. Под названием ВАНСУ практикуется в ВАДО-РЮ, СЁРИН-РЮ и в других стилях. Старейшая ката в каратэ-до.
- СОТИН. «Великое умиротворение» или «непоколебимость». Ранее называлась ХАККО. Изучается только в СЁТОКАНЕ и СИТО-РЮ. Происхождение и автор неизвестны.
- МЭЙКЁ. «Созерцание в зеркале». Прежнее название РОХАЙ. В ТОМАРИ-ТЭ имеет 3 варианта. Название изменено Г.Фунакоси.
- ДЗИОН. Ката китайского происхождения. Относится к ТОМАРИ-ТЭ. Существует две версии названия:
- 1) по имени легендарного воина-монаха, жившего в XV в. и якобы создавшего эту форму;
- 2) по названию монастыря Дзион-дзи в Китае, где предположительно практиковалась эта ката. Изучается в СЁТОКАНЕ и ВАДО-РЮ.
- ДЗИ'ИН. Еще одна ката из ТОМАРИ-ТЭ. Фунакоси называл ее СОКЕ. Модифицирована Я.Итосу.
- ДЗЮТТЭ. «Десять рук». Так же относится к ТОМАРИ-ТЭ. Существует множество интерпретаций.
- ХАНГЭЦУ. «Полумесяц». Мастер Фунакоси называл ее СЭЙСАН в книге «Рюкю кэмпо: каратэ». Единственная энергетическая ката в СЁТОКАНЕ. Происходит из НАХА-ТЭ.
- ГАНКАКУ. «Журавль на утесе». Древнее название ЧИНТО по имени создателя, китайского посланника на Окинаве. Принадлежит к стилю СЁРЭЙ-РЮ. Изучается также в СИТО-РЮ. В СЁТОКАНЕ изучается версия Я.Итосу. Одна из старейших ката в каратэ-до.
- ЧИНТЭ. «Редкая рука». Фунакоси называл ее СЁИН. Изучается в СИТО-РЮ. Сэнсэй Канадзава относит ее к ката защитных действий. Происходит из Китая.
- НИДЗЮСИХО. «24 шага». В СИТО-РЮ, ТОМАРИ-ТЭ называется НИСЭЙСИ. Происхождение и автор неизвестны. Также изучается в ВАДО-РЮ. Относится предположительно к группе Арагаки, наряду с СОТИН и УНСУ.
- ВАНКАН. Также известна под названиями СИОФУ и ХИТО. Относится к ТОМАРИ-ТЭ, к школе К.Мацумора. В СИТО-РЮ изучается под названием МАЦУКАДЗЭ. Самая короткая ката в СЁТОКАНЕ.
- УНСУ. «Облачная рука» или «руки, раздвигающие облака». Происхождение и автор ката неизвестны. Возможно, это самая древняя форма. Изучается в СИТО-РЮ.
- ГОДЗЮСИХО-(ДАЙ и СЁ). «54 шага». Фунакоси называл ее ХОТАКУ. В СИТО-РЮ называется УСЭСИ. Любимейшая ката мастера К.Тояма.
Уровень технического мастерства определяется системой ученических ступеней - КЮ и мастерских степеней - ДАН. В различных организациях существуют разные классификации ступеней КЮ (цветных поясов).
Классификация JKA (Академия Сётокана, Япония) | Классификация МЛБИ (Международная Лига Боевых Искусств) |
|
|
С 1 по 10 дан - черные пояса. |
Существует версия о том, что система поясов была заимствована Г.Фунакоси из дзюдо Д.Кано.