История стилей «нового» каратэ. Сётокан.

Страницы
[ 1 ] 2 3 Следующая »

Гитин Фунакоси

СЁТОКАН - самый массовый стиль каратэ-до не только в Японии, но и во всем мире, и относится к четырем крупнейшим, наряду с ВАДО-РЮ, ГОДЗЮ-РЮ и СИТО-РЮ. Основан окинавским мастером Гитином Фунакоси. СЁТОКАН в дословном переводе с японского означает «Дом Сёто» и под этим названием существует с 1936 г.

«Сёто» - это литературный псевдоним Г.Фунакоси, взятый им еще со времени пребывания на Окинаве, где он преподавал японский язык в педагогическом училище в г.Сюри, переводится как «сосны и волны». Там же у него была своя школа под названием «Сёто Гакко», где он преподавал каратэ.

Стилевой знак Сётокана

Красный круг - символическое изображение солнца, - охваченный белым полумесяцем, представляет собой эмблему стиля и означает единство двух противоположных начал мироздания - ЯН и ИНЬ - Солнца и Луны. Тотемный знак - стилизованное изображение тигра с поднятой передней лапой и иероглифом «кё» («учение») над задней лапой.

СЁТОКАН представляет собой вариант адаптированного СЮРИ-ТЭ и генеалогически является его прямым наследником, поскольку Фунакоси подверг основательной переработке систему, которую изучал у своих учителей Итосу и Адзато - великих мастеров, учеников самого Сокона Мацумуры, и сформировал из наиболее эффективных элементов техники и формальных комплексов новую систему, которую он сам называл просто «каратэ-дзюцу», лишь позднее, с 1936 г. - «каратэ-до».

Нагрудная эмблема Сётокана (JKA)

История СЁТОКАНА начинается с 1917 г., с поездки Фунакоси в Японию, в Киото, где он впервые продемонстрировал технику ТЭ перед членами Братства Воинских искусств в БУТОКУДЭН, центре традиционных воинских искусств Японии. Поездка была организована министерством образования после того, как на Окинаве в учебных заведениях была введена новая учебная дисциплина - «каратэ» и эксперимент оказался успешным. Однако, несмотря на успешную демонстрацию нового для традиционного БУ-ДЗЮЦУ искусства, оно далеко не сразу получило безусловное массовое признание в Японии.

Возможно, потому, что пришло в метрополию с дальней окраины и к тому же было иностранного происхождения. Во всяком случае определенные шовинистические настроения в японском обществе сыграли свою роль в судьбе древнего боевого искусства. В частности, это выразилось в том, что Фунакоси вынужден был перейти на иную терминологию, изменил названия ката и обратился к некоторым положениям кодекса самураев БУСИДО.

Слухи о новом боевом искусстве стали распространяться по всей стране и постепенно дошли до императорского дома. В 1921 г. наследник трона проездом в Европу посетил замок в Сюри, где высокий гость захотел лично познакомиться с новинкой. Для демонстрации каратэ снова был приглашен Фунакоси, показавший свое искусство в ката, кумитэ и тамэсивари. Это окончательно решило дальнейшую судьбу каратэ. В 1922 г. Фунакоси был вновь приглашен в Японию, на общенациональную атлетическую выставку, где он с группой своих земляков подготовил и провел показательные выступления перед широкой аудиторией.

Вслед за этим Дзигоро Кано предложил выступить Фунакоси перед избранными членами КОД О КАНА. Фунакоси предложил вниманию собравшихся ката КАНКУ-ДАЙ (КУСЯНКУ-ДАИ), а его ассистент Синкин Гима - НАЙХАНТИ и другие элементы. Кано предложил остаться на некоторое время у него в гостях и взять у Фунакоси несколько уроков. Согласие было дано.

Фунакоси преподал краткий курс базовой техники каратэ, куда вошли некоторые основные блоки, прямые удары руками, удар тыльной стороной кулака, некоторые удары из раздела рубящих. Элементы бросковой техники, такие как ОСОТО-ГАРИ, КО-СОТО-ГАРИ и УТИМАТА позднее вошли в арсенал приемов дзюдо. Элементы ударной техники, заимствованные у Фунакоси, Кано включил в продвинутые ката дзюдо.

Вероятно, почувствовав новые возможности для развития созданной им системы и посоветовавшись с семьей, Фунакоси рискнул остаться в Японии, поскольку в совершенстве владел японским языком и к тому же не был чужд литературному творчеству. В 1922 г. он открыл первый клуб каратэ в Мэйсэй Дзюку, общежитии студентов с Окинавы, обучавшихся в метрополии.

Днем он работал садовником, убирал помещения, зарабатывая на жизнь, а по вечерам в аудиториях преподавал каратэ. Вскоре он написал первую книгу, которая называлась «Рюкю кэмпо: каратэ» и была опубликована в том же 1922 г. В 1924 г. случилось великое токийское землетрясение и подготовленный набор книги погиб. В том землетрясении Фунакоси потерял многих друзей и учеников. К 1926 г. он переработал и отредактировал первоначальный вариант рукописи и подготовил к изданию книгу под новым названием «Рэнтан госин каратэ-дзюцу» или «Закалка тела и духа через искусство | защиты каратэ». Фунакоси устроился работать в банк Дайити Сото в районе Кёбаси, где изготавливал трафареты.

Масатоси Накаяма

От места работы до Мэйсэй Дзюку было очень далеко и его знакомый, наставник и большой мастер КЭНДО Хиромити Накаяма пригласил Фунакоси вести занятия в своем ДОДЗЁ, поближе к месту работы. Это был беспрецедентный поступок с точки зрения японских традиций воинских искусств: признать другое искусство и позволить практиковать его в одном помещении. На протяжении многих лет Накаяма давал приют искусству Фунакоси.

В 1924 г. открылся клуб каратэ в университете Кэйо. В 30-х годах практически во всех крупнейших университетах уже функционировали клубы каратэ. Так было в университетах Такусоку, Сёдай, Нихон, Мэйдзи, Хосэй и др.

В 1935 г. последователи каратэ всей страны учредили комитет, который создал фонд для строительства первого, независимого ДОДЗЕ, предназначенного для постижения каратэ. Строительство здания началось в 1935 г. и было завершено весной 1936 г. В знак благодарности Мастеру брусок над входной дверью был украшен тремя иероглифами - «сё», «то» и «кан» - "дом Сёто". Учитель Фунакоси в возрасте 67 лет разулся и вошел в первое додзё каратэ. После налета на Пирл-Харбор в декабре 1941 г. сторонники войны с Америкой провели большую демонстрацию в поддержку налета, в результате легкая постройка была разрушена.


Страницы
[ 1 ] 2 3 Следующая »