История стилей «нового» каратэ.
Реформы Мэйдзи 1868 г. привели к ликвидации самурайского сословия как социальной группы, а остров Окинава стал частью великой империи, провинцией «страны восходящего солнца».
Так закончился длительный период подпольного развития боевого искусства на Окинаве. Еще в 90-х годах прошлого века на призывных пунктах чиновники и представители командования обратили внимание на хорошо физически развитых, пропорционально сложенных призывников с Окинавы, занимавшихся по системе ТЭ. Обобщив эти данные и данные, полученные в результате анализа восстания ихэтуаней в 1899 г. в Шаньдуне, было решено в порядке эксперимента ввести каратэ в качестве учебной дисциплины в некоторых учебных заведениях Окинавы.
Первым наставником, преподающим каратэ открыто в государственном учреждении, стал великий мастер и реформатор староокинавского стиля СЮРИ-ТЭ Ясуцунэ Итосу, учитель и наставник Гитина Фунакоси. Итосу подверг значительной переработке целый ряд формальных упражнений, сместив акцент с боевого аспекта на гимнастический и оздоровительный, впервые открыв широкой публике не только и не столько боевую технику ТЭ, но и расширив трактовку боевого искусства как системы, подходящей для достижения целей спортивно-оздоровительного характера.
Вслед за введением каратэ в учебную программу последовала серия показательных выступлений Г.Фунакоси и его соратников. Первое из них документально зафиксировано и датируется 1902 г., когда он выступил перед уполномоченным инспектором по образованию префектуры Кагосима Синтаро Одзава. Результатом инспекции и стало введение каратэ в качестве учебной дисциплины в средней школе «Дайити» в г.Сюри и в педагогическом училище. В 1906 г. была организована первая публичная демонстрация каратэ, и к 1913 г. интерес к этому искусству возрос настолько, что Фунакоси подобрал целую труппу, специализировавшуюся на показательных выступлениях.
В 1917 г. Фунакоси по требованию министерства образования прибыл в Японию, в Киото, где он был представлен в БУТОКУДЭН, в центре традиционных воинских искусств. Однако, несмотря на полный успех его выступления, каратэ не сразу получило абсолютное и полное признание в метрополии. Лишь после того, как крон-принц посетил Окинаву в 1921 г., где в г.Сюри Фунакоси вновь Продемонстрировал свое искусство, он был официально приглашен в Токио на общенациональную атлетическую выставку, состоявшуюся в 1922 г. Как и все предыдущие, это выступление было успешным.
В 1924 г. был открыт первый клуб при общежитии в Мэйсэй-дзюку, где проживали студенты с Окинавы. Начиная с середины 20-х годов, многие окинавские мастера, наблюдая за успехами своего коллеги, также приняли активное участие в создании и пропаганде своих школ. Боевое искусство попало на благодатную почву, способствовавшую их бурному развитию. Угасавшая традиция получила новую жизнь на чужой земле. Окинавский мастер Кэнва Мабуни создал в 1930 г. стиль СИТО-РЮ. Несколько ранее другой знаменитый мастер НАХА-ТЭ Тодзюн Мияги создал стиль ГОДЗЮ-РЮ. Любопытна история появления названия ГОДЗЮ-РЮ. Дело в том, что Т.Мияги был первым, кто зарегистрировался в Нихон Бутокукай - Всеяпонской организации боевых искусств. Произошло это в 1926 г. Вот как говорит об этом М.Хисатака:
«...Для того, чтобы зарегистрироваться и стать членом Бутокукай, надо выло заполнить специальные бланки, которые разрабатывались для кэндо и в которых надо было указывать стиль или школу. Тодзюн Мияги, зарегистрировавшийся первым, не стал писать «сёрэп-рю» или «наха-тэ», а придумал новое название, и так появился термин ГОДЗЮ-РЮ... Затем зарегистрировались СИТО-РЮ и ВАДО-РЮ...».
К концу 30-х годов сформировался стиль ВАДО-РЮ, основанный доктором медицины Хиронори Оцукой.
В 1936г. конференция мастеров окинавского каратэ, организованная газетой «Рюкю Симпо», утвердила новую концепцию каратэ, провозглашавшую приоритет духовного начала («до») в практике боевого искусства. Также было принято решение об изменении названия: иероглиф «кара» в значении «китайский» или «Китай эпохи Тан» был заменен на созвучный «кара» в значении «пустой».
Таким образом, искусство «китайской руки» превратилось в «путь пустой руки». Решение конференции вызвало неоднозначную реакцию в среде окинавских мастеров: многие отказались от новой трактовки древней традиции. Было ли это своеобразным выражением протеста против утраты независимости от Японии или же проявлением традиционной приверженности ко всему китайскому - неизвестно. Впервые же иероглиф «кара» («пустой, небо») был предложен Томо Ханасиро еще в 1905 г. Эту идею поддержал Фунакоси и на протяжении многих лет пропагандировал ее. В конференции приняли участие К.Ябу, Т.Тибана, Т.Киян, Т.Ханасиро, Т.Мотобу, Т.Мияги и другие.
К началу II мировой войны уже существовали четыре крупнейших стиля японского каратэ-до: ГОДЗЮ-РЮ, СИТО-РЮ, СЁТОКАН И ВАДО-РЮ, послуживших основой для создания впоследствии множества других стилей и школ. Например, стиль СИТО-РЮ в настоящее время культивируется многими родственными школами и организациями: САНКУКАЙ, СЮКОКАЙ, СЭЙКИКАЙ, СЭЙСИНКАЙ, ХАЯСИ-ХА, ТАНИ-ХА и др.
Особенно широкое распространение каратэ-до получило после окончания II мировой войны. В 1953 г. в США были приглашены ведущие специалисты по каратэ и дзюдо для подготовки личного состава особых подразделений военно-воздушных сил. В их числе были Г.Фунакоси, И.Обата, Х.Нисияма и многие другие. Благодаря этому каратэ в США получило возможность развития не только в специальных армейских подразделениях, но и в сфере общественных объединений и организаций.
К концу 50-х годов каратэ-до утвердилось окончательно, а с 60-х широко практикуется во всем мире. Созданы и создаются различные международные организации и союзы.
Но война унесла жизни многих мастеров каратэ. В японской армии существовали особые диверсионные отряды, целью которых была дезорганизация и деморализация личного состава оккупационных войск через террор и устрашение. Причем методы проведения акций, сеющих панику среди солдат противника были целиком заимствованы из далекого прошлого: террористические акты осуществлялись только холодным оружием и голыми руками.
Ретроспективный обзор развития окинавского боевого искусства позволяет подвести некоторые итоги, отметить существенные моменты исторического плана, сыгравшие важную роль в формировании основ окинавского каратэ. Итак, общую историю развития и становления можно ориентировочно представить следующими важнейшими этапами:
- I этап: возникновение и эволюционный характер развития местных форм кулачного боя, свойственный всем народам. Продолжительность его можно условно ограничить рамками с VII века н.э., с первых документальных сведений о кулачном бое, существовавшем на островах Рюкю и упоминающемся в японских хрониках «Нихон соку» («Душа Японии»), и до середины XVI в., когда Окинава наладила торговые связи с соседними странами.
Этот период можно назвать периодом становления ОКИНАВА-ТЭ. - II этап: слияние техники окинавского рукопашного боя с системами китайского КЭМПО и формирование к 1629 г. системы ТЭ или ТОДЭ. Этот период характеризуется наиболее активной деятельностью китайских мастеров на Окинаве.
- III этап: дальнейшее развитие и формирование трех ветвей ТОДЭ, которые именовались по названию местностей, где они практиковались и приобрели характерные особенности: СЮРИ-ТЭ и НАХА-ТЭ. Каратэ, практикуемое в районе г.Томари, считалось родственным СЮРИ-ТЭ. Примечательно, что до сих пор на Окинаве нет различия и разделения каратэ на стили: их все так же подразделяют на СЮРИ-ТЭ, НАХА-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ.
- IV этап: формирование к исходу XIX в. двух ведущих направлений традиционного окинавского каратэ - СЁРИН-РЮ И СЁРЭЙ-РЮ на основе СЁРИНДЗИ-РЮ ГОКО-КУ АН КАРАТЭ и смешения ветвей СЮРИ-ТЭ, НАХА-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ. СЁРИН-РЮ появился в результате смешения стилей СЮРИ-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ, а СЁРЭЙ-РЮ возник на основе НАХА-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ.
- V этап: появление четырех крупнейших стилей каратэ-до в Японии: СЁТОКАН, ГОДЗЮ-РЮ, СИТО-РЮ и ВАДО-РЮ к концу 40-х годов.
- VI этап: появление множества различных стилей каратэ-до на основе смешения СЁРИН-РЮ, СЁРЭЙ-РЮ и четырех японских. Подавляющее большинство современных стилей и школ появились уже в 50-е годы.
Другими важнейшими особенностями окинавского каратэ являются следующие:
- Формирование системы боевого искусства на Окинаве и его практика велись в значительном отрыве от религиозной и философской базы, выдвигая на первый план задачи сугубо прикладного характера.
- Практика боевого искусства в условиях постоянных запретов на ношение традиционных видов холодного оружия вызвала к жизни особый подход к использованию различных видов подручного оружия, и особенно предметов сельскохозяйственного труда: НУНТЯКУ, КАМА, ТОНФА, БО, ДЗЁ, САЙ.
- В технический арсенал вошли исключительно простые и эффективные приемы, такие как «зонная» защита предплечьями, уходы телом с линии атаки ТАЙ-САБАКИ, сокрушающие удары руками, поскольку замысловатые движения вряд ли возможны были в схватке с вооруженным противником, в совершенстве владеющим холодным оружием.
Эти и другие обстоятельства со временем сформировали весьма характерный тип окинавского боевого искусства, девизом которого были простота и надежность, предельный рационализм в действиях и ярко выраженный ударно-силовой характер техники.
До середины прошлого века каратэ на Окинаве изучалось и практиковалось исключительно как смертоносное искусство, что предполагало особое отношение и к тренировочному процессу, поскольку он был связан с реальной опасностью для жизни, а занятия не носили массового характера, то есть каратэ не было доступно любому желающему. В силу исторических обстоятельств каратэ зачастую служило средством выживания в жестокую эпоху средневековья.
- Ссылки по теме:
- Годзю-рю
- Сито-рю
- Вадо-рю
- Кёкусинкай
- Сётокан